Цифровые компетенции московских пенсионеров

16 сентября 2019 · Инфографика

В апреле 2019 аналитики городского цифрового сервиса «Чудо техники» провели опрос пенсионеров города Москвы с целью определения уровня компьютерной грамотности. «Мы много работаем с пожилыми жителями города в рамках удалённой компьютерной помощи,» - комментирует Роман Викторович Сендик, генеральный директор АО «Электронная Москва», оператора проекта «Чудо техники», - «Так, за 2018 год более 2,7 тысяч москвичей получили бесплатную помощь от нашего сервиса. И в этом году мы решили узнать более подробно, с какими проблемами сталкиваются жители города, и каким навыкам они хотели бы научиться.»

В рамках исследования было опрошено 1458 москвичей пенсионного возраста, которые пользуются компьютером и интернетом. Заявленные навыки владения компьютером довольно высоки. Так, большинство из них умеет искать нужную информацию в интернете, умеет открывать необходимые программы, сохранять файлы и находить ранее сохраненные файлы. Более ¾ опрошенных может пользоваться электронной почтой, программами для общения. 79% пользователей может самостоятельно записаться к врачу на mos.ru, а 69% может оплатить услуги ЖКХ онлайн.

Однако подавляющая часть пенсионеров не может самостоятельно обслуживать свой компьютер. 70% обращается за помощью по настройке программ, решению возникающих вопросов к родственникам или к специалистам.

Среди тем, которые интересны для изучения: что делать при наиболее распространённых неполадках компьютера (зависание, перегрев, ошибки системы, вирусы), безопасная работа в интернете – как избежать вирусов и уловок мошенников, как устанавливать программы и удалять ненужные.

«Мы понимаем, что работе с компьютером можно научиться только на практике. Можно знать много теории, но, когда система выдает ошибку, не очень опытный пользователь скорее позовет на подмогу родственников или обратится к специалистам. Люди старшего поколения должны быть включены в городскую цифровую среду, получать услуги онлайн, уметь искать информацию в интернете, общаться с родственниками. И проект «Чудо техники» каждый день помогает им в этом, решая их проблемы с гаджетами и проводя консультации онлайн. Работая с пользователем один на один, мы формируем навык самостоятельного решения проблем. Такая форма совместной работы снимает страх перед новыми технологиями, свойственный людям старшего возраста, и разрушает цифровой барьер», - сказал Роман Викторович Сендик.