Выжить в интернете

Современные дети чувствуют себя в интернете, как дома, но в безопасности ли они?

29 Июля 2019
Выжить в интернете

Анна Сачкова, координатор образовательных программ Group-IB

Полина Фомина, менеджер образовательных программ Group-IB

Выросло несколько поколений, которые ориентируются в интернете лучше, чем их родители. Интернет, мессенджеры и закрытые группы для них — такие же экстремальные места для общения и игр, как для поколения 80-х были стройки, гаражи и лесопарки.

По данным Google, 98% школьников и студентов в возрасте от 13 до 24 лет пользуются интернетом каждый день. А согласно исследованию рынка Childwise, дети в возрасте от 5 до 16 лет проводят перед экраном в среднем шесть с половиной часов в день, по сравнению с примерно тремя часами, зафиксированными в 1995 году.

Современные дети чувствуют себя в интернете, как дома, но в безопасности ли они?

Когда интернет в один момент стал доступным для большинства людей, вместе с резким ростом числа пользователей увеличился и уровень агрессии в сети. Слова обладают огромной силой. Они могут вдохновлять и исцелять, но могут ранить, стать оружием для манипуляций, разжигания конфликтов и травли. Особенно это актуально, когда речь идет о детях.

Почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет призналась, что становились объектами травли в интернете, говорилось в исследовании Microsoft. И с годами уровень агрессии в интернете не снижается. По этому показателю Россия входит в пятерку стран, где в наивысшей степени распространен кибербуллинг — травля, бесчисленные нападки и преследования в интернете.

Главное отличие кибербуллинга от травли в обычной жизни — маска анонимности, за которой скрывается обидчик. Его сложно вычислить и нейтрализовать. Дети очень редко рассказывают родителям и даже друзьям о том, что над ними издеваются. Молчание и переживание этого в одиночестве может стать причиной появления огромного количества психических проблем, трудностей в общении с одноклассниками. Люди, которые становились жертвами кибербуллинга помнят об этом всю свою жизнь.

Родители, учителя или школьные психологи должны объяснить ребенку, что если он столкнулся с кибербуллингом в интернете, не нужно сразу отвечать обидчику на эмоциях, оскорблять его в ответ или наоборот умолять о пощаде, платить выкуп. Сначала надо успокоится взять себя в руки и лишь потом принять решение, желательно посоветовавшись со взрослыми. Они помогут правильно оценить ситуацию, не принимать действия обидчика слишком близко к сердцу.

Памятка для ребенка. Что делать, если стал жертвой кибербуллинга

  • Успокойся
  • Игнорируй сообщения — не отвечай на них, особенно в таком же ключе
  • Сохрани сообщения и покажи взрослым
  • Заблокируй отправителя
  • Не бойся рассказать взрослым, учителю — человеку которому ты доверяешь
  • При необходимости позвони по номеру 8-800-2000-122 Это телефон доверия специально для детей — там тебя выслушают и помогут

Не кормите троллей, не спорьте с хейтерами

Для киберпреступников, сетевых троллей или хейтеров не важно, кто находится по другую сторону экрана. На своем опыте мы в Group-IB неоднократно сталкивались с кейсами, когда жизнь детей висела на волоске (например, история суицидальных групп типа «Синий кит»). Кибербуллинг, троллинг, скрытая съемка через веб-камеры и впоследствии шантаж могут разрушить жизнь ребенка или серьезно подорвать его психическое здоровье.

У сетевых хулиганов довольно большой арсенал различных техник и методик, как испортить жизнь своей жертве.

Хейтинг (hate) — это негативные комментарии и сообщения, необоснованная критика в адрес конкретного человека, часто без обоснования своей позиции.

Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk — преследовать, выслеживать) — использование гаджетов для преследования жертвы, постоянные угрозы в адрес жертвы и членов ее семьи.

Троллинг (cyber trolls) — публикация агрессивной информации на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям.

Грифинг (griefers) — преследование других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других. Они активно используют брань, блокируют отдельные области игры и открыто мошенничают в игре.

Секстинг (sexting) — это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Используется для шантажа, вымогательства или мести бывшему партнеру за болезненный разрыв отношений.

Чем раньше ребенок овладеет базовыми правилами пребывания в сети, тем меньше вероятность вышеупомянутых происшествий.

Как не стать жертвой в интернете

Возьми за правило публиковать как можно меньше личной информации (телефоны, адреса) и фотографий. Не хвались крупными дорогими покупками. Никогда не рассказывай в соцсетях о том, что вся семья уезжает, например, в отпуск. Помни, все, что попало в интернет, осталось там навсегда и доступно всем!

Не доверяй новым виртуальным друзьям. Лицо на аватарке, имя и возраст твоего виртуального друга — может быть вымышленным, а за дружелюбным собеседником может скрываться преступник. Не встречайся с незнакомцами из сети, не предупредив своих родителей.

Следи за своим поведением в сети, возможно, своими словами ты можешь кого-то сильно задеть или обидеть. Прежде, чем написать какой-либо комментарий, сообщение, постик в инстаграме, подумай, что за этим последует.

Наткнувшись на «тролля» в интернете, прекрати диалог, не вступай в ссору или выяснение отношений.

Блокируй отправителей неприятных для тебя сообщений. Не стесняйся репортить (жаловаться) на оскорбительные или провокационные посты, комментарии и тд — функция есть почти во всех известных соцсетях.

Не забывай про цифровую гигиену: установи приватность в настройках профиля в соцсетях. Используй сложные пароли, разные для каждых аккаунтов. Закрывай камеру на компьютере и не отправляй «виртуальным друзьям» свои фотографии и видео.

Как родители могут помочь ребенку

Комментирует Олеся Кузьмина, руководитель проекта «Чудо техники»

В онлайн-сервис по ремонту цифровых устройств «Чудо техники» обращается много людей с просьбой настроить родительский контроль, и мы все чаще объясняем родителям, как научить детей быть осторожными в сети.

Действительно, обеспокоенность родителей безопасностью детей в интернете увеличивается вместе с ростом уровня проникновения технологий. Если 20 лет назад достаточно было рассказать ребенку, как правильно вести себя на улице со знакомыми и незнакомыми людьми, и выучить с ребенком адрес и телефон, то сегодня к этому списку нужно обязательно добавить кибербезопасность.

Для ограничения доступа к контенту 18+ и времени, которое ребенок проводит в интернете, разумеется, есть различные программные решения, но кибербуллинг пока невозможно вычислить или предотвратить с помощью алгоритмов.

Жизненно необходимо объяснить ребенку, что новые виртуальные знакомства могут быть опасны, и научить защищаться от негатива в сети. Справиться с обидчиками самостоятельно довольно трудно, ребенок должен знать, что нужно рассказать о сложной ситуации кому-то из взрослых. Если ребенок не готов рассказать о своей проблеме родителям, он должен знать телефон Общероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122.

Компания Group-IB ведет несколько образовательных проектов для школьников и студентов. Курсы по информационной безопасности, цифровой гигиене и профориентации читают эксперты — начиная от специалистов из лаборатории компьютерной криминалистики до генерального директора Group-IB Ильи Сачкова. Group-IB работает с 25 школами, среди них Новая школа, МБОУ «Гимназия № 3», Президентский физико-математический лицей № 239, школа Маршала Чуйкова, Шуваловская гимназия, Павловская гимназия и многие другие. Самый масштабный проект был с Гимназией Сколково. Компания также проводим серии лекций, мастер-классов, воркшопов и программ в других школах — частных и государственных.

Источник: mel.fm


Поделиться новостью:
Нашими партнерами уже стали
Чтобы гарантировать качество, все наши партнёры проходят технический аудит по единым стандартам. Службой мониторинга качества сервиса «Чудо техники» ведётся постоянный контроль сервисных центров по различным критериям, которые состоят из множества показателей диагностики, ремонта и удовлетворенности клиента.